Особенности маневрирования грузовых автомобилей и автобусов

Вождение грузового автомобиля

Особенности маневрирования грузовых автомобилей и автобусов

Конструкция любого грузового автомобиля подразумевает отсутствие заднего стекла и зеркал заднего вида. Это очень усложняет движение назад или перестроение из ряда в ряд. В таких случаях удобно попросить помощи у своего напарника, как и советуют правила дорожного движения, но ведь чаще всего водитель находится один и обратную часть своего транспортного средства он совсем не видит.

Не менее проблематичным является тот факт, что из-за того, что фургон превосходит по ширине кабину, появляется слепая зона в видимости боковых зеркал. Это нюанс очень часто приводит к авариям, в основном при начале движения.

Эти проблемы приобретают более сложный характер в темное время суток, когда в боковые зеркала плохо видно препятствия на дороге. Что делать в этой ситуации водителю крупногабаритного транспортного средства рассмотрим на примере.

И так, темное время суток, неосвещенная дорога. В крайне правой полосе в одном из направлений находится аварийный автомобиль, который стал следствием небольшого затора. Чтобы объехать его, другим участникам движения приходится немного заезжать левым бортом на встречную полосу.

Что же в такой ситуации делать, например, сочлененному автобусу длиной более семи метров? В слепой зоне оказывается правый борт автобуса и левый борт аварийного автомобиля. В таких условиях очень сложно не допустить касания.

Единственное возможное решение этой проблемы – это заранее начинать объезжать препятствие, чтобы задним салоном не задеть сломанный автомобиль.

Сделать это возможно, только если повернуть руль влево до предела и надеяться на опыт и глазомер, потому что увидеть борта своей машины и препятствие при обходе практически нереально, если помеха вообще никак не освещается.

Не менее сложным маневром в темное время суток для грузовых автомобилей является параллельная парковка, водитель просто не видит ни бордюр, ни угол, стоящего от него справа автомобиля. Непростым становится и синхронный поворот в плотных городских потоках.

Как производители грузовых автомобилей и полуприцепов решают этот вопрос? Сегодня можно увидеть грузовые автомобили с небольшими желтыми габаритами, расположенные по бокам.

Это, конечно, облегчает маневрирование, но таких мер недостаточно. Лучше использовать светящуюся желтую полосу в виде пунктира, чем одиночные точки через определенное расстояние.

Тогда, в темное время суток, в любой ситуации грузовые автомобили будут видны всем участникам движения.

Более современным, но и дорогостоящим решением является установка видеокамер панорамного обзора или заднего вида. Но, с экономической точки зрения, это доступно не всем водителям.

Выходит, что в начале XXI века, водители грузовых автомобилей по-прежнему рискуют при совершении маневров из-за особенностей конструкции машины. К сожалению, только опыт и глазомер становится единственными «приборами» шофера.

Остается верить, что техническое решение этого вопросов вот-вот будет придумано и воплощено в жизнь.

Источник: http://NissanEnote.ru/view_post.php?id=113

Особенности вождения (управления) длинномера

Квалифицированное вождение автопоезда — основное условие работы без аварий. При соблюдении правил управления автопоездом увеличивается среднетехническая скорость его движения, более экономно расходуется топливо, увеличивается срок службы и повышается эффективность использования подвижного состава.

Начало движения

Движение автопоезда необходимо начинать плавно, без рывков только после прогрева двигателя до температуры не менее 70° С. Резкое трогание или трогание рывками приводит к пробуксовке колес автомобиля-тягача, износу шин, перерасходу топлива, а в отдельных случаях к поломке деталей трансмиссии или тягово-сцепных устройств.

https://www.youtube.com/watch?v=wm4idxL2ITY

Резкое трогание с места на заснеженных, обледенелых или заболоченных участках дороги вызывает буксование колес.

Трогать с места груженый автопоезд можно только на I передаче, а по мере разгона переключать последующие передачи плавным перемещением рычага. Переключая передачи, следует немного задержать рычаг в нейтральном положении, а затем плавно увеличивать давление на рычаг до полного включения синхронизатора.

При трогании автопоезда на подъемах сцепление следует включать немного раньше полного растормаживания автопоезда.

Хотя коробки передач автомобилей-тягачей МАЗ и КамАЗ имеют синхронизаторы, для увеличения срока их службы рекомендуется переходить с высшей передачи на низшую в следующем порядке: выключить сцепление, перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, включить сцепление и, кратковременно нажав на педаль управления подачей топлива, одновременно отпустить ее и выключить сцепление. Переместив рычаг переключения передач, включить требуемую передачу, после чего плавно включить сцепление и нажать педаль управления подачей топлива.

При переходе с II передачи на I следует дважды выключать сцепление с кратковременным нажатием на педаль управления подачей топлива. Невыполнение этого правила приводит к повышенному износу или поломке зубьев шестерен. Задний ход можно включать только после остановки автопоезда.

При трогании с места сочлененного автобуса давление масла в системе смазки двигателя должно быть равно 0,08—0,1 МПа, а давление воздуха в тормозной системе—не выше 0,5 МПа. Первую передачу и передачу заднего хода необходимо включать только при неподвижном автобусе.

Движение

Движение автопоезда должно быть равномерным, без резких торможений и рывков. Скорость должна соответствовать дорожным условиям. Движение с повышенной скоростью по неровной выбитой дороге недопустимо.

Если состояние дорожного покрытия удовлетворительное, транспортный поток разреженный, то автопоезд можно вести с максимально возможной скоростью. Однако чтобы в процессе движения обеспечить наименьший износ деталей и узлов и наибольшую экономичность, необходимо вести автопоезд на высшей передаче с равномерной скоростью 50—60 км/ч и с использованием наката.

В пути водитель должен постоянно следить за характером движения прицепа (полуприцепа). Виляние, подергивание и увод прицепа (полуприцепа) свидетельствует об износе седельно-сцепного устройства или ходовой части прицепного подвижного состава.

На неравномерность движения прицепа большое влияние оказывает также неравномерное распределение груза на площади платформы. Причинами увода прицепа (полуприцепа) могут быть недостаточное давление в шинах и неравномерный их износ.

Если полуприцеп имеет большую боковую поверхность, его увод может быть вы вызван сильным боковым ветром.

Как уже упоминалось, маневренность автопоезда значительно хуже, чем маневренность одиночного автомобиля. При повороте автопоезда колеса автомобиля-тягача и прицепа (полуприцепа) проходят путь с различными радиусами поворота, и прицеп смещается ближе к центру поворота.

Поэтому на повороте всегда существует опасность столкновения с встречным транспортным средством или съезда в кювет при движении у внутренней обочины.

Следовательно, выполняя поворот на автопоезде, водитель должен учитывать его длину и так рассчитать путь качения передних колес автомобиля-тягача, чтобы задние колеса прицепа не попали на полосу встречного движения, в кювет или на тротуар.

На поворотах (особенно на крутых) и на скользком дорожном покрытии возникает опасность заноса и опрокидывания автопоезда. Поэтому скорость автопоезда на поворотах должна быть значительно ниже, чем скорость одиночного автомобиля, и выполнять повороты следует плавно, не допуская рывков.

Движение автопоезда задним ходом довольно сложно и требует от водителя значительных практических навыков. Чтобы облегчить движение задним ходом, многие прицепы снабжены стопорными устройствами поворотной тележки. Однако в большинстве случаев разворот автопоезда следует выполнять без применения заднего хода.

Транспортные средства категории E

Автопоезда преимущественно используются в населенных пунктах и на междугородных дорогах, характеризующихся значительной интенсивностью движения и плотностью потока транспортных средств, когда автомобили движутся один за другим с уменьшенной дистанцией, что лишает водителя возможности выбирать скорость движения и резко ограничивает условия для маневрирования.

В то же время автопоезд, имеющий большие габариты, ухудшенные тормозные качества и маневренность по сравнению с одиночным автомобилем, стесняет на дороге другие транспортные средства и затрудняет выполнение ими маневров.

В результате в плотных транспортных потоках часто происходят попутные столкновения, которые чаще всего случаются из-за ошибок в выборе дистанции, невнимательности или отсутствия необходимых практических навыков у водителей.

Определение дистанции безопасности и приемов управления автопоездом зависит от степени ограниченности обзора дороги габаритами впереди идущего автомобиля — лидера.

Поскольку водитель автопоезда, следующего за автомобилем-лидером, замечает препятствия позднее него, то дистанция безопасности должна быть увеличена на 20%.

А общая дистанция безопасности при движении незагруженного автопоезда со скоростью 40 км/ч по сухому асфальтобетонному покрытию должна составлять не менее 40 м, по мокрому асфальтобетонному покрытию 52— 55 м, а при полной загрузке автопоезда не менее 60 м.

В плотных транспортных потоках, особенно в местах повышенной опасности, водитель автопоезда должен быть готов к немедленному торможению и применять приемы торможения, способствующие сокращению остановочного пути.

В условиях, когда автомобили движутся сплошным потоком, значительно затруднено и перестроение автопоезда.

Успешно осуществлять перестроение на соседнюю полосу движения возможно в том случае, если расстояние между транспортными средствами, движущимися по этой полосе, будет в 4—5 раз больше длины автопоезда.

Само перестроение должно выполняться четко, а указатели поворота должны быть включены заблаговременно при появлении возможности маневра.

Водитель автопоезда-лидера должен помнить, что от грамотности его вождения зависит в основном безопасность дорожного движения и что опасные дорожно-транспортные ситуации возникают наиболее часто именно из-за неумелого или неуверенного поведения лидера.

Наиболее сложно управление автопоездом в городе, где движение стеснено большим числом пешеходов, узких улиц, переулков, а транспортный поток имеет высокую плотность.

Все это требует от водителя осторожности и предусмотрительности: скорость должна быть снижена до безопасных пределов, интервал движения должен быть увеличен, а правую ногу при переезде наиболее напряженных участков необходимо держать на педали тормоза.

Вести автопоезд вдоль тротуара нужно на предельно возможном от него расстоянии, особенно если тротуар узкий и на нем много пешеходов.

Особенно четкие действия от водителя автопоезда требуются при проезде перекрестков.

Он должен быстро оценить обстановку на перекрестке, своевременно, если это необходимо, перестроиться, не мешая при этом другим участникам движения. И, конечно, указатели поворотов должны быть включены заблаговременно.

Пересекать перекресток необходимо на скорости, позволяющей немедленно остановить автопоезд в случае неожиданной опасности. Сцепление не выключать.

Если на перекрестке необходимо совершить крутой поворот направо, то расстояние между колесами одной стороны автомобиля-тягача и тротуаром должно быть не менее 1-1,5 м. При меньшем расстоянии колеса полуприцепа выедут на тротуар, а при большем полуприцеп может оказаться на полосе встречного движения.

Читайте также:  Правила дорожного движения вне города. часть 1. выезжаем за городскую черту.

Наиболее сложен проезд нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог и пересекать их необходимо, лишь убедившись в полной безопасности и при повышенном внимании, поскольку на этих перекрестках наиболее часты дорожно-транспортные происшествия, вызванные ошибками водителей транспортных средств, обязанных уступить дорогу.

В городах происходит значительное число дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. При этом особенно часты столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов.

Большая часть наездов происходит из-за невнимательности водителей, их недисциплинированности или отсутствия необходимых навыков в управлении.

Статистика выделяет в городах ряд определенных мест, на которых наиболее часто происходят наезды на пешеходов.

Это зона остановки общественного транс¬порта, пешеходные переходы при скоплении возле них большого числа пешеходов, а также магазины, кинотеатры, табачные и газетные киоски, т. е. объекты, обла¬дающие как бы наибольшей «притягательной» силой для пешеходов.

Заборы, зеленые насаждения, стоящие транспортные средства ограничивают обзор водителя автопоезда и повышают вероятность внезапного появления пешехода на проезжей части.

Любое из этих мест должно служить для водителя сигналом опасности, требующим повышенного внимания и осторожности.

Обгон

Наиболее сложный и опасный маневр для водителя любого транспортного средства, а автопоезда особенно, поскольку автопоезд имеет большую массу и габариты, неудовлетворительную маневренность, что в условиях высокой скорости движения, наличия попутных и встречных транспортных средств требует от водителя высокого мастерства.

Обучение вождению транспортного средства с прицепом

При подготовке к обгону водитель автопоезда должен хорошо оценить обстановку на дороге и идти на обгон только тогда, когда дорожная обстановка складывается благоприятно.

Необходимо, чтобы был наилучший обзор дороги из автопоезда, для обгона не требовалось бы значительно увеличивать скорость движения, участок дороги не имел бы выбоин, выступающих люков колодцев и т. п.

препятствий, затрудняющих проезд на высокой скорости.

Кроме того, автопоезд при обгоне должен иметь достаточный запас скорости. Чтобы завершить обгон на минимальном расстоянии, скорость обгоняющего автопоезда должна быть в населенных пунктах на 10—15 км/ч, а на загородных дорогах на 15—25 км/ч больше, чем у обгоняемого транспортного средства.

В зависимости от интенсивности движения обгон может выполняться с небольшой скоростью, «с ходу», что возможно при интенсивности движения менее 60 транспортных средств в час.

И с «выжиданием» при интенсивности до 160 транспортных средств в час, когда необходимо догнать более медленно движущееся транспортное средство, снизить скорость, а когда дорога впереди освободится, разогнаться и совершить обгон.

Для обгона «с хода» и «с выжиданием» при скорости 60 км/ч требуется примерно пространство 350 и 470 м.

Более сложен обгон автопоездом нескольких транспортных средств одновременно, поскольку в случае вынужденного прекращения обгона (появление неожиданных препятствий) водителю автопоезда очень сложно вновь встроиться в поток попутных транспортных средств.

От водителя автопоезда требуются высокая дисциплина и дорожная культура: он обязан заблаговременно предупредить о своих намерениях подачей светового или звукового сигнала, не должен дезориентировать других водителей небрежным пользованием указателями поворотов, а в темное время суток не допускать ослепления водителя обгоняемого транспортного средства.

Торможение

Поскольку автопоезд имеет большие габариты и значительную массу, затормозить его сложнее, чем одиночный автомобиль. Перед торможением необходимо заранее снизить скорость движения. Тормозить необходимо плавно и преимущественно на прямолинейных участках движения автопоезда.

Тормозной путь автопоезда значительно длиннее, чем у одиночного автомобиля, поэтому водитель автопоезда должен уметь рассчитать момент начала торможения и его интенсивность. Резкое торможение недопустимо, поскольку оно сопровождается сильными толчками прицепного подвижного состава, которые могут вызвать не только занос автопоезда, но и привести к поломке автомобиля-тягача и прицепа.

В том случае, когда при торможении происходит занос прицепа, необходимо плавно увеличить скорость, выровнять автопоезд, а затем снова начать торможение. Резкое торможение автопоезда допустимо только в самых исключительных случаях для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

На неровных участках дороги тормозить не рекомендуется. Их следует преодолевать накатом или при выключенном сцеплении. Особенно велика опасность заноса прицепа и складывания автопоезда на повороте. Чтобы этого не произошло, при прохождении поворота скорость автопоезда должна быть постоянной: уменьшать частоту вращения коленчатого вала и тормозить нельзя.

Для повышения устойчивости автопоезда при торможении тормоза прицепа регулируют таким образом, чтобы его колеса затормаживались несколько раньше, чем колеса автомобиля-тягача. Такая регулировка исключает «подталкивание» автомобиля-тягача прицепом и способствует уменьшению тормозного пути автопоезда.

Остановка

Правила остановки автопоезда те же, что и остановки одиночного автомобиля. Однако торможение автопоезда должно быть более плавным. При остановке автопоезда на подъеме (или уклоне) незначительной крутизны автомобиль-тягач и прицеп необходимо затормозить стояночным тормозом, а при остановке на крутом подъеме под колеса установить упоры.

Источник: http://www.shneider.by/article/84-osobennosti-vozhdeniya-upravleniya-dlinnomera.html

Особенности управления грузовыми автомобилями

Особенности управления грузовыми автомобилями

Водительские права подразделяются на несколько категорий, которыми определяется, каким транспортным средством может управлять человек. Из этого следует, что принципы вождения одним легковым автомобилем несколько отличаются от того, что предполагает маневрирование грузовиком

Управление той же Тойотой существенно отличается от грузовиков, произведенных на автомобильном заводе МАЗ.

В случае же, если вы посетили эту страницу именно с целью ознакомиться с тем, что собой представляют маз грузовики, то переходите по ссылке, опубликованной выше, там вы найдете всю необходимую информацию.

Сделав это вы сможете приобрести как комплектующие, так и сами грузовые автомобили, которые вас не подведут, ведь все знают о том, что что-что, но грузовики отечественный автопром умеет делать.

Управление грузовиком с прицепом

Прицеп – это достаточно массивная часть автомобиля, которая вызывает большие сложности при управлении грузовиком у неопытного водителя. В большинстве случаев он существенно шире и длиннее, чем кабина, и как следствие этого – не имеющий особых навыков вождения человек, может не рассчитать, не участь размеры, и как следствие – промахнуться мимо поворота или не вписаться в проем.

Водители, которые хотят управлять грузовыми автомобилями, должны получить специальные навыки. Они учатся управлению машинами с прицепом отдельно.

Психологическая и физическая подготовка

Как бы это не было странно, но управление грузовым автомобилем предполагает еще и психологическую подготовку. Грузовик – это достаточно массивное транспортное средство. Водитель должен полностью чувствовать вес транспортного средства, и в случае возникновения необходимости производить определенные действия для того, чтобы выйти из сложной ситуации.

За исключением этого, для управления грузовиком нужна физическая сила.

Несмотря на наличие гидроусилителя руля на современных моделях, для того чтобы нормально маневрировать таким транспортным средством, иногда приходится прикладывать немалую силу.

Собственно, именно по этой причине среди дальнобольщиков и представителей других профессий, которые управляют грузовиками, так мало женщин – их почти нет.

Источник: http://avtojeep.ru/interesting/stati/upravlenie-gruzovyimi-avtomobilyami.html

Скоростное маневрирование (на легковом автомобиле, на грузовом автомобиле) : Министерство обороны Российской Федерации

Главная 

Соревнования по скоростному маневрированию проводятся на армейских автомобилях в любое время года и любую погоду.

Допускается участие в соревнованиях по скоростному маневрированию офицеров, прапорщиков, членов их семей, а также спортивного актива на личных автомобилях.

На трассе соревнований устанавливаются девять фигур определенной конфигурации и размеров. В любое соревнование по скоростному маневрированию обязательно включаются все фигуры. Выбор упражнений и их количество определяется организатором в зависимости от масштаба соревнований и квалификации участников.

Разрешается выступление нескольких участников на одном автомобиле, но при этом каждый участник должен устанавливать на автомобиле свой стартовый номер.

Если по вине судейской коллегии или другого участника, а также из-за технической неисправности машины водитель не в состоянии продолжать вождение, ему дается повторный старт или при определении результата исключается время вынужденного простоя.

Если участник не может продолжать соревнования из-за технической неисправности машины или по другой причине, он должен доложить об этом ближайшему судье и по его указанию вывести машину с трассы.

Тренировка на трассе, оборудованной для соревнований, не разрешается. Ознакомление с фигурами и упражнениями, расположенными на трассе, проводится перед началом соревнований обходом участников в сопровождении судьи.

Требования к трассе

В качестве трассы скоростного маневрирования может быть использована любая горизонтальная площадка с твердым гладким покрытием или утрамбованным грунтом.

Допускается проведение соревнований на площадке с травяным покровом или на утрамбованном снегу.

Площадка или участок дороги для проведения соревнований по скоростному маневрированию должны иметь размеры, позволяющие разместить все фигуры с соблюдением расстояний, достаточных для выполнения упражнений.

Ограничители в фигурах устанавливают через 1 м для легковых автомобилей и через 1,5 — 2 м — для грузовых, если в описании фигур не указаны другие размеры. Если высота ограничителей не оговорена в описании упражнений, то для легковых автомобилей она должна быть не менее 1 м, а для грузовых – не менее 1,5 м.

Расположение фигур на трассе, а также последовательность выполнения упражнений определяется организатором соревнований и указывается в Положении. Упражнение «СТОП» выполняется последним.

Штрафной круг размечается примерно в центре площадки для проведения соревнований. Если фигуры размещаются в один ряд, то размечаются два штрафных круга в стороне от трассы.

Читайте также:  Буксировка автомобиля. буксировка на гибкой сцепке, жесткой сцепке, методом частичной погрузки.

Примерные схемы трасс.

При наличии площадки достаточных размеров могут быть размечены несколько параллельных идентичных трасс.

Порядок старта и движения на трассе

Распределение автомобилей между участниками, очередность выхода на старт определяется Положением.

Автомобиль, заторможенный стояночным тормозом, устанавливается на линии «СТАРТ» трассы с работающим двигателем и закрытыми дверками.

Стартующий участник находится на расстоянии 50 м от своего автомобиля. Он не имеет права направляться к машине до подачи стартового сигнала. Старт дается только индивидуальный. После подачи стартового сигнала участник бегом направляется к машине и начинает движение по трассе.

Между фигурами и внутри них допускается любое маневрирования автомобиля, кроме остановок в зоне линии «СТОП». Участник имеет право пользоваться всеми приемами, общепринятыми у водителей автомобилей.

При движении задним ходом разрешается открывать дверку автомобиля. При этом запрещается ставить ногу на подножку автомобиля. Перед началом движения передним ходом дверка должна быть закрыта.

За движение с незакрытой дверкой передним ходом участник исключается из соревнований.

Каждый участник обязан выполнить все упражнений в назначенной последовательности. Спортсмен, нарушивший последовательность, уклонившийся от выполнения хотя бы одного упражнения, а также умышленно не выполнивший упражнение, выбывает из соревнований.

За задевание ограничителей и другие нарушения порядка выполнения упражнений участник объезжает штрафной круг, после чего совершает вторую попытку выполнения данного упражнения.

Если вторая попытка также не удалась, упражнение считается невыполненным и участник без объезда штрафного круга переходит к выполнению следующих упражнений.

Окончанием попытки считается полный выезд автомобиля за пределы фигуры, что фиксируется судьями поднятием соответствующих флагов.

Участники, не выполнившие два упражнения, выбывают из соревнований.

В упражнении «СТОП» вторая попытка не предоставляется. Если остановка автомобиля произошла вне зоны линии «СТОП», упражнение считается невыполненным и участник выбывает из соревнований.

За задевание ограничителей фигуры, в которой в данный момент упражнение не выполнялось, участник объезжает штрафной круг.

За задевание ограничителей штрафного круга участник выбывает из соревнований.

Определение результатов

Результат определяется по времени прохождения трассы от старта до финиша. По этому времени распределяются занятые места.

При равенстве результатов у нескольких участников преимущество имеет тот, у кого меньше сумма штрафного времени. При равенстве и в этом случае участникам, претендующим на призовые места, дается перезаезд. Остальные участники с равными результатами делят места между собой.

Участникам начисляют зачетные квалификационные очки за занятые места. Командные результаты и количество зачетных участников команды определяются Положением.

Перечень фигур, расчет их размеров, описание упражнений

Условные обозначения размеров автомобиля: Б — база автомобиля; Д — габаритная длина автомобиля; Ш — габаритная ширина автомобиля; Шш — ширина шины автомобиля; Рнг — наружный габаритный радиус поворота по наиболее выступающей точке автомобиля; Рвг — внутренний габаритный радиус поворота автомобиля. «Круг» — две концентрические окружности, обозначенные ограничителями и образующие проезжую часть, въезд в которую осуществляется через ворота во внешней окружности. Участник должен въехать через ворота на проезжую часть круга и, описав полный круг, вывести автомобиль за створ ворот.

РАЗМЕРЫ ФИГУРЫ:

  • Радиус наружной окружности — Рно=1,07Рнг.
  • Радиус внутренней окружности — Рво=Рвг-10 см.
  • Ширина ворот — В=Рнг-Рво.

ВЫПОЛНЯЕМЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

  • Движение по кругу передним ходом по часовой стрелке.
  • Движение по кругу передним ходом против часовой стрелки.
  • Движение по кругу задним ходом по часовой стрелке.
  • Движение по кругу задним ходом против часовой стрелке.
  • «Ограниченное место разворота» — прямоугольник, обозначенный ограничителями со всех сторон, с воротами с одной стороны для въезда и выезда автомобиля. Участник должен въехать в ограниченное место через ворота, используя любой маневр, развернуться в нем и вывести машину через те же ворота, не задев ограничительных стоек так, чтобы проекция ни одной детали автомобиля не выходила за периметр фигуры.
  • РАЗМЕРЫ ФИГУРЫ:
  • Длина: Дом=3Д.
  • Ширина: Шом=2Д.
  • Ширина ворот: Шв=Ш+1,5 м.

ВЫПОЛНЯЕМОЕ УПРАЖНЕНИЕ:

  • Разворот автомобиля в ограниченном месте.
  • «Змейка некратная» – пять ограничителей в виде стоек установленных по прямой линии и образующих четыре проезда. Участник должен последовательно проехать их, полностью выехав за последний проезд и не задев ограничителей.

РАЗМЕРЫ ФИГУРЫ:

  • Расстояние между первой и второй стойками: Дз1=1.4Д.
  • Расстояние между второй и третьей стойками: Дз2=1,4Д+0,5м.
  • Расстояние между третьей и четвертой стойками: Дз3=1,2Д.
  • Расстояние между четвертой и пятой стойками: Дз4=1,2Д.

ВЫПОЛНЯЕМЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

  • Проезд змейки передним ходом.
  • Проезд змейки задним ходом.
  • «Восьмерка» – четыре ограничителя в виде стоек, установленных на одной линии, из которых средние стойки образуют ворота. Движение осуществляется с переменой направления вокруг крайних ограничителей.
  • Въезд и выезд через ворота — перпендикулярно линии, на которой установлены ограничители. Направление начального движения по окружности — в зависимости от размещения фигур.

РАЗМЕРЫ ФИГУРЫ: Ширина ворот «восьмерки»: Швв=Ш+1м. Расстояние между стойкой ворот и крайним ограничителем: Дов=2Д.

ВЫПОЛНЯЕМОЕ УПРАЖНЕНИЕ:

  • Въезд передним ходом через ворота, объезд ограничителей и выезд через ворота.
  • «Пила» состоит из двух параллельно расположенных габаритных коридоров с расстоянием между ними 5 м. Габаритные коридоры размечаются установкой двух рядов ограничителей с разной шириной проезжей части. Участник должен проехать первый коридор с использованием заднего хода, затем — между коридорами передним ходом и второй коридор — задним ходом.

РАЗМЕРЫ ФИГУРЫ:

  • Длина коридора: Дк=2Д.
  • Ширина первого коридора: Шк1=Ш+1м.
  • Ширина второго коридора: Шк2=Ш+0,5м.

ВЫПОЛНЯЕМОЕ УПРАЖНЕНИЕ:

  • Движение в габаритных коридорах с переменой направления передним и задним ходом.
  • «Колея» – доска (целая или составная по длине и ширине), образующая проезд для колес одной стороны автомобиля. Участник должен провести автомобиль по доске так, чтобы передние и задние колеса одной стороны автомобиля не сошли с доски.

РАЗМЕРЫ ФИГУРЫ:

  • Ширина проезда колеи: Шк=1,95Шш. П
  • При сдвоенных задних колесах: Шк=2,95Шш.
  • Длина доски: Дк = Д.

ВЫПОЛНЯЕМЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

  • Проезд колеи левой стороной передним ходом.
  • Проезд колеи правой стороной передним ходом.
  • Проезд колеи левой стороной задним ходом.
  • «Пеньки» – два деревянных или пластмассовых цилиндра высотой, определяемой наименьшим дорожным просветом автомобиля, установленные на расстоянии Б между ними. Участник должен провести автомобиль над пеньками, задевая их.

ВЫПОЛНЯЕМЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

  • Проезд над пеньками передним ходом.
  • Проезд над пеньками задним ходом.
  • «Бокс» – прямоугольник, обозначенный ограничителями с трех сторон, с открытой узкой стороной, через которую участник должен поставить автомобиль так, чтобы в момент остановки проекция ни одно из его деталей ни выходила за периметр фигуры, а затем вывести автомобиль, не задев ограничителей.

РАЗМЕРЫ ФИГУРЫ:

  • Глубина бокса: Гб=1,04Д.
  • Ширина бокса: Шб=1,24Ш.

ВЫПОЛНЯЕМЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

  • Въезд в бокс задним ходом.
  • Въезд в бокс передним ходом.«Стоп» – линия длиной 3 м и шириной 15 см, нанесенная на поверхность площадки перпендикулярно зачетному направлению движения.

Перед основной линией «Стоп» и за ней на расстоянии 1 м наносят две линии, которые ограничивают зону фигуры. Участник, двигаясь безостановочно от первой линии, должен так остановить автомобиль, чтобы в контакте с основной линией «Стоп» оказались оба передних колеса. При этом после полной остановки автомобиля выключают секундомер.

Если колеса автомобиля в момент остановки оказались в зоне перед основной линией «Стоп», то к затраченному на прохождения трассы добавляется штрафное время — 5 с. Если колеса автомобиля в момент остановки оказались в зоне за основной линией «Стоп», то штрафное время удваивается.

«Штрафной круг» – три стойки, расположенные в виде равностороннего треугольника со стороны, равной 5 м. Участник должен описать штрафной круг, не задев ни одной стойки. Движение осуществляется передним ходом по часовой стрелке.

Если Положением количество и название упражнений не определены, то соревнования проводятся по следующему комплексу:

  • движение по кругу передним ходом по часовой стрелке;
  • въезд в бокс задним ходом;
  • разворот автомобиля в ограниченном месте;
  • проезд змейки передним ходом;
  • проезд змейки задним ходом;
  • проезд «восьмерки»;
  • движение в габаритных коридорах («пила») в переменных направлениях передним и задним ходом;
  • проезд колеи левой стороной передним ходом;
  • проезд над пеньками передним ходом;
  • остановка передними колесами после движения передним ходом.

Источник: http://sc.mil.ru/social/sport/military_sport/applied_military_sports/more.htm?id=10371370%40cmsArticle

Управляемость автомобиля. Параметры маневра

Управляемость автомобиля. Параметры маневра

Таким образом, перекос моста обусловливает колебания управляемых колес вокруг шкворней, а они, в свою очередь, увеличивают перекос моста, т.е. обе колебательные системы связаны между собой и влияют друг на друга.

Возникающие в этом случае колебания управляемых колес вокруг шкворней непрерывно повторяются (самовозбуждаются), являются устойчивыми и наиболее опасными.

При вращении неуравновешенного колеса (рисунок 2.6) возникает центробежная сила рц. Ее вертикальная составляющая Рz стремится переместить колесо в вертикальном направлении и наклонить его, что вызывает появление гироскопического момента мх. Горизонтальная составляющая рх центробежной силы стремится повернуть колесо вокруг шкворня.

Колебания управляемых колес становятся особенно значительными, когда не уравновешены оба колеса и неуравновешенные части располагаются с разных сторон осей вращения, так как в этом случае поворачивающие моменты мх складываются.

Колебания также возрастают при увеличении скорости движения автомобиля в связи с тем, что значения составляющих рz и рх центробежной силы рц во многом зависят от скорости[1].

Рисунок 2.6. Дисбаланс управляемых колес:

а — силы, действующие на неуравновешенные колеса; б — схема возникновения поворачивающего момента

Управляемые колеса автомобиля имеют двойную связь с его несущей системой, которая осуществляется через подвеску и рулевой привод.

При вертикальных перемещениях колеса (рисунок 2.7) шарнир А, соединяющий продольную рулевую тягу с рычагом поворотного кулака, должен перемещаться по дуге бб с центром в точке О1, что обусловлено кинематикой рулевого привода.

Читайте также:  Эвакуация в зоне действия таблички "работает эвакуатор" с 8 августа 2015 года

Рисунок 2.7. Связь управляемых колес с несущей системой автомобиля:

А — шарнир; О,О1 — центры колебаний; аа, бб — траектории перемещения шарнира

Кроме того, шарнир А также должен перемещаться по дуге аа с центром в точке О, что связано с особенностями кинематики подвески. Однако дуги аа и бб расходятся, поэтому вертикальные перемещения управляемых колес сопровождаются их поворотом вокруг шкворней.

Колебания управляемых колес вокруг шкворней совершаются с высокой и низкой частотой.

Колебания высокой частоты, превышающей 10Гц, с амплитудой не более 1,5…2° происходят в пределах упругости шин и рулевого привода.

Эти колебания не передаются водителю и не приводят к нарушению управляемости автомобиля, так как поглощаются в рулевом управлении.

Однако высокочастотные колебания вызывают дополнительный износ шин и деталей рулевого привода, повышают сопротивление движению автомобиля и увеличивают расход топлива.

Колебания низкой частоты (менее 1Гц) с амплитудой 2…3″ нарушают управляемость автомобиля и безопасность движения. Для их устранения необходимо снизить скорость автомобиля.

Полностью устранить колебания управляемых колес вокруг шкворней невозможно — их можно только уменьшить.

Это обеспечивается применением независимой подвески управляемых колес, что ослабляет гироскопическую связь между ними, применением балансировки колес, благодаря чему устраняется их неуравновешенность, уменьшением влияния двойной связи колес с несущей системой, что достигается принятием различных конструктивных мер[4].

2.4 Увод колес автомобиля

Уводом колеса называется его свойство катиться под углом к плоскости своего вращения вследствие действия боковой силы.

Эластичное колесо (рисунок 2.8) при отсутствии боковой силы катится в плоскости своего вращения, а при действии боковой силы — под некоторым углом.

Угол δув, образованный вектором скорости vK колеса и плоскостью его качения, называется углом увода.

На рисунке 2.9 показана зависимость угла увода колеса от приложенной к нему поперечной силы. Кривая ОАБВ включает в себя следующие характерные участки: OA — увод колеса при отсутствии бокового скольжения шины (δув= 4…6°); АБ — увод с частичным боковым проскальзыванием шины; БВ— полное скольжение шины вбок при Py = Pсц (δув = 12…15°).

Рисунок 2.8. Качение эластичного колеса при отсутствии (а) и действии (б) боковой силы: А—В, А1—В1, А2—В2 —характерные точки колеса

Рисунок 2.9 Зависимость угла увода колеса от поперечной силы: А—В характерные точки кривой

Рисунок 2.10 Зависимости коэффициента сопротивления уводу колеса от вертикальной нагрузки на него и давления воздуха в шине: рв1 – рв3 — значения давления воздуха в шине

Угол увода колеса можно определить по формуле

(12)

где kув — коэффициент сопротивления уводу колеса.

Источник: https://works.doklad.ru/view/g6HidBlgQ2A/3.html

Вождение в потоке

Особенности управления автомобилем в потоке На дороге, свободной от транспортных средств, водитель устанавливает скорость движения автомобиля в зависимости от характеристик дороги (ширины и числа полос, профиля, качества и состояния дорожного покрытия), условий видимости и установленных Правилами ограничений.

В транспортном потоке часто одно транспортное средство движется за другим, причем условия для маневрирования бывают крайне стесненными. Здесь водитель лишен возможности выбирать скорость движения. Как у большинства других транспортных средств, она устанавливается под влиянием скоростного режима всего потока. Попытка обогнать или опередить транспортные средства может создавать им помехи.

Двигаясь в стесненных условиях, некоторые водители, особенно легковых автомобилей и мотоциклисты,  проявляют излишний риск, пытаясь опередить поток автомобилей, что нередко приводит к возникновению опасных и аварийных ситуаций.

Для плотных транспортных потоков наиболее характерны ДТП с попутными столкновениями, которые бывают при торможении лидера, особенно на мокрых и скользких дорогах. Виновниками происшествий бывают, как правило, следующие за лидером водители. Чаще всего столкновения происходят из-за ошибок водителей в выборе дистанции или их невнимательности.

Опасные ситуации и ДТП возникают и из-за неумелой тактики водителя-лидера.Водитель-лидер должен быть предупредительным в отношении следующих за ним водителей и заблаговременно предупреждать их о каждом своем намерении. В любом случае нужно стараться вести транспортное средство с равномерной скоростью, избегая рывков и резкого торможения.

Если  лидер увеличивает скорость, необходимо, прежде чем последовать его примеру, оценить состояние дороги и ситуацию. Двигаться за лидером намного труднее, чем им быть, так как задний водитель вынужден двигаться в режиме лидера и непрерывно наблюдать за его поведением. Основной мерой безопасности при движении за лидером является выбор дистанции.

  Если обзор дороги впереди закрыт,  факт плохой видимости дороги должен насторожить водителя, заставить увеличить дистанцию и сосредоточить свое внимание на фонарях стоп-сигнала лидера.Выбор дистанции в транспортном потоке является сложной задачей.

Часто это сопряжено с риском, особенно при совместном движении в потоке транспортных средств с разными габаритными параметрами, тяговой и тормозной динамичностью. Безопасная дистанция зависит от скорости транспортного потока,  разницы характеристик тормозных систем и загрузки управляемого автомобиля, а также от типа и состояния дорожного покрытия.

С учетом перечисленных факторов дистанцию безопасности выбирают в зависимости от скорости движения: она должна быть численно примерно равна (в метрах) половине остановочного пути .

Например, при движении со скоростью 50 км/ч дистанция должна быть 5х5 = 25(ост путь), 25/2=12,5 м,

при скорости 70 км/ч — 7х7=49 м  (ост путь +1 м= 50)  50/2 =  25 м  и т. д. Если движущийся впереди автомобиль закрывает дорогу, причем его рабочая тормозная система имеет гидравлический привод, а на управляемом транспортном средстве тормозной привод пневматический, дистанция должна быть увеличена.

На мокрой грязной дороге дистанция также должна быть увеличена, иначе брызги грязной воды или жидкой грязи могут попасть на лобовое стекло и ухудшить видимость.

Желательно увеличивать дистанцию при больших габаритных размерах лидера в темное время суток, при утомлении водителя, а также в местах, где повышается вероятность торможения лидера (перед перекрестками, пешеходными переходами, остановками транспортных средств общего пользования).

В плотных транспортных потоках, особенно в городах, часто приходится двигаться на расстоянии до лидера меньшем, чем дистанция безопасности. В этих случаях водитель должен быть готов к мгновенному торможению. Для этого с целью сокращения остановочного пути он может заблаговременно перенести ногу на тормозную педаль с выбором свободного хода.

Обнаружить места повышенной опасности при закрытом обзоре можно по разным признакам, например перекрестки — по поведению других участников движения, расположению дорожных знаков и т.п.

О намерениях водителя можно судить по таким признакам:·    снижение скорости и перемещение вправо или влево с включенными указателями поворота свидетельствуют об остановке, повороте или развороте;·    увеличение скорости при включенных указателях поворота и смещение автомобиля – об опережении или обгоне;·    перемещение влево при включенном указателе поворота без увеличения скорости  –  об объезде;·    перемещение вправо без снижения скорости — о встречном разъезде;·    снижение скорости и перемещение к правому краю проезжей части или даже на обочину при включенном левом указателе поворота — о развороте.На многополосных дорогах в плотных транспортных потоках перестроение сопряжено с определенными трудностями, особенно для больших грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов. Легче перестроиться на полосу, по которой автомобили движутся медленнее. В этом случае достаточно, чтобы расстояние от заднего конца автомобиля до передней части опережаемого транспортного средства было в 2 раза больше длины автомобиля. Для перестроения на полосу, по которой транспортные средства движутся быстрее, указанное расстояние должно быть в 3-4 раза больше длины автомобиля. Перестроение должно выполняться очень четко в строгом соответствии с требованиями Правил.При следовании за транспортным средством, в кузове которого расположен плохо закрепленный груз, водитель ведет наблюдение и за положением груза. Груз может выпасть на дорогу и создать помеху движению. Обнаружив признаки плохого закрепления груза, водитель звуковым сигналом или переключением фар предупреждает об этом водителя идущего впереди автомобиля.При внезапной остановке лидера водитель также останавливает автомобиль. Объезжать остановившиеся автомобили можно лишь после выяснения обстановки, не создавая помехи другим транспортным средствам.

Общие принципы движения по городским улицам.

Первым таким принципом можно назвать принцип «торопись не спеша». Суть его в том,  что сначала для себя нужно решить, по какому маршруту ехать, а потом вести автомобиль спокойно, с минимальным числом перестроений и резких торможений и ускорений. Ваши действия должны быть понятны другим участникам движения.

Второй принцип — «свобода маневра», другими словами, старайтесь, чтобы у вас была возможность выйти без неприятных последствий из возникшей опасной дорожной обстановки. Если вы видите, что назревает конфликтная ситуация, заранее определите, куда можно будет перестроиться или когда затормозить, не рискуя получить удар сзади.

Третий принцип — «будь начеку!» Необходимо быть готовым к возможному повороту, ускорению, торможению, когда эти действия могут потребоваться. Не всегда нужно предпринимать конкретные меры, достаточно просто повысить внимание, как бы подготовиться внутренне, что также сократит время вашей реакции.Четвертый принцип — «ты на дороге не один».

Несоблюдение рядности или движение с низкой скоростью по сравнению со всем потоком вызывает стремление опередить вас, опасно маневрировать рядом с вашим транспортным средством.

И еще один важный принцип — «смотри в оба». Нужно следить за складывающейся дорожной обстановкой не только впереди, но и сзади и по сторонам.

Для этого необходимо позаботиться о чистоте ваших стекол и правильной установке зеркал заднего вида.

Источник: http://www.autoinstructor.ru/lessonvozdenie/58-potok.html

Ссылка на основную публикацию